У заказчика первого стефенсоновского паровоза были ворота. Открывались эти ворота ровно на 5 футов. Потому и габарит по внешним сторонам колёс был выбран таким. Железнодорожные составы тогда были устроены примерно как телеги, полностью помещались между колёс, ага? Паровоз этот ходил ещё по уголковым рельсам, то есть имел обычные колёса, съехать с пути ему не давали стенки самих рельсов. Для Ливерпуль-Манчестерской Дороги же нужны были колёса уже с ребордами, по ребордам колея вышла меньше на двойную ширину обода, ровно на четыре дюйма. Ширину пути между рельсами же инженеры выбрали ради достаточного зазора на полдюйма больше. В итоге получились привычные 4 фута 8½ дюйма. Весь мир второй век страдает вовсе не из-за тощей задницы римской кобылы, а из-за узких ворот некого прогрессивного, но жадного английского угольщика.
Там, где колея действительно выбиралась
В дополнение темы страданий.

Сочетание взаимоисключающих параграфов: ограниченный размер колеи, высота колёс, площадь сечения котла.