john_jack (john_jack) wrote,
john_jack
john_jack

Categories:

The Traction Engine, It's Use and Abuse

The young engineer most likely wonder will why we have not said something about the danger of explosions.
We did not start out to write about explosions.
That is just what we don't want to have anything to do with.


Или "Как сломать паровую машину в картинках и байках" от мистера James H. Maggard.

Начинать описание прочитанных книг стоит конечно с книги в общем ряду нетипичной. Книга эта американская, а не английская, и сугубо практическая, а не теоретический трактат. Автор сразу со вступления заходит с подтрунивания над оными. "Вы здесь не узнаете сколько надо фунтов угля чтобы спарить столько фунтов воды, или сколько квадратных футов нагревательной поверхности требуется для производства определённой лошадиной сильноты. Вы не встретите здесь никаких геометрических фигур, состоящих из кругов, кривых, углов, буков и числов в тщетной попытке заставить вас понять принцип действия эксцентрика. Хоть и знать все эти вещи очень неплохо, но необязательно, и помещение их в сей небольшой труд [всего триста страниц] испортит саму цель его написания." В целом это верно описывает книгу, сборник практических советов, очень практических советов, баек из жизни (тоже практических), весьма подробных инструкций, описание отдельных машин, немного рекламы, мало-мало обрывочной теории (местами неверной) и много фамильярности.

В первую очередь, конечно, ценны практические советы по тому как обращаться и особенно как не обращаться с паровой машиной. Главным образом обращаться с машиной надо осторожно, не мешать ей работать. Хороший инженер обходит свою машину не с гаечным ключом (превед всему мировому искусству за следующий век с хвостиком!), а с масляной тряпкой. Протирает всё до чего дотянется, смотрит не начало ли что где стучать и болтаться, или затирать и греться. На всё найденное он сначала вдумчиво посмотрит, убедится что проблема точно именно там, и только потом начнёт крутить. Всегда важнее не подтягивать якобы болтающееся, а то может оно ещё и не болтается, а наоборот отпускать перетянутое и греющееся. Ещё хороший машинист работает спокойно, размеренно, уголь кидает понемногу, от машины не отвлекается, бурную деятельность с гаечным ключом при появлении начальника не изображает и НЕ ПИЗДИТ. В первую очередь же уже любой машинист следит за уровнем воды в котле. Следит придирчиво и недоверчиво, и не только за одним стеклом, а регулярно его продувает и проверяет настоящий уровень кранами. Машинист должен не думать, он должен знать что с уровнем воды и вообще с его машиной всё в порядке. И конечно ни в коем случае не думать что с машиной всё в порядке и ничего не случится.
Снимок экрана_2018-03-21_02-11-38
"А теперь я хочу чтобы ты кое-что запомнил. Никогда не поддавайся соблазну прийти к своей машине поутру и начать разводить огонь в топке только потому что ты видишь воду в мерном стекле. Мы можем перечислить тебе множество людей кто угробил свои машины именно таким образом. Ты, понятно, хочешь знать какой от этого может быть вред. Может и не быть, если бы вода в котле всегда была на том же уровне, что показывает стекло, и в этом причина проблемы. Хорошо, стекло ведь показывает, куда же она денется? Ты наверно прожил достаточно долго на этом свете чтобы знать, что в мире водится очень много мальчиков, а вторая натура их в том, чтобы покрутить у машины всё, что возможно покрутить. Все краны водомерного стекла имеют маленькие ручечки-маховички[citation needed]. Маленький мальчик видит их и сразу начинает крутить, и обычно крутит пока они крутятся легко, а как закрутит, начнёт крутить другую, и когда та тоже остановится, гадость он уже совершил, перекрыв ход воды между котлом и стеклом, и вся вода что была в стекле так и останется там. Ты наверно закончил вчера работу с нормальным уровнем воды, а вода как расширяется при нагревании, так и скукоживается остывая. Вода также испаряется если в топке остался жар, особенно если в котле были щели или протечки, и к утру уровень мог упасть аж на целый дюйм ниже потолка топки. Ты подходишь к машине, смотришь на водомерное стекло, и видишь два-три дюйма воды. Стоит тебе развести огонь не присмотревшись внимательнее, и вред будет причинён, когда если бы ты сначала проверил краны стекла, сразу обнаружилось бы что кто-то сюда совался. Мальчик пошалил не со зла, но к нашему великому сожалению есть в этом мире люди настолько вредные чтобы сделать то же самое, и не остановившись на том что мальчик сделал бездумно, после отключения водомерного стекла ради введения тебя в заблуждение, они откроют ещё и продувочный кран чтобы выпустить достаточно воды и осушить потолок топки. Хоть я и испытываю отвращение к человеку, способному на столь подлый трюк, но у меня нет лишней жалости к тому машинисту что на него попадётся. Итак, если к этому времени ты решил никогда не разводить огонь пока не не знаешь точно на каком уровне вода в твоём котле, ты никогда не окажешься в дураках, и тебе не придётся объяснять аварию лепетом "я ду-умал что у меня воды доста-аточно.""

Проходится автор кроме работы стационарного локомобиля и по управлению самодвижущимся паровым трактором. Что забавно, не мешать машине работать может любой при достаточной внимательности (и неболтливости), но быть хорошим водителем на дороге дано не каждому.
Паровой трактор это вам не паровоз (и не современный автомобиль). Плохой водитель при езде в гору скидывает ремень регулятора, кочегарит котёл до постоянной струи пара из предохранительных клапанов, двигает рычаг реверса до упора и максимальной отсечки, разгоняется до бешеных десяти миль в час — и у него кончается пар не доезжая до середины. Хороший же не выпендривается, а держит котёл в нормальных параметрах, приоткрывает отсечку чуть больше, чем на ровной дороге, и спокойно, неторопливо ползёт в любую гору.
Несознательные водители часто развлекаются перетягиванием тракторов. Мы это не одобряем, тракторы от этого портятся, но если уж влезли, надо же выиграть. У одинаковых машин одинакова и сила тяги — но есть одна хитрость! Тяга зависит не только от давления в котле, но и от противодавления от от конуса, создающего тягу в трубе. Они часто регулируемые, и если открыть такой полностью, жар конечно начнёт гаснуть, но пара на несколько минут хватит, а свободный выхлоп облегчит работу поршня и принесёт победу тебе.

Описания (слегка рекламные) встречающихся на рынке моделей тоже познавательны. По сравнению с британскими, американские тракторы явно отличались большим разнообразием. Кроме архетипичных overtype с цилиндром спереди и маховиком над топкой, из которых англичане даже грузовики лорри делали, есть и "перевёрнутые" с маховиком у трубы и цилиндрами над топкой, как в Англии делали только несамоходные локомобили, и undertype, напоминающие слегка ужатый паровоз с тележной колёсной парой на отдельных дугах спереди. Отдельно описаны котлы под сжигание соломы. В отличие от дров и угля она горючая и летучая, и чтобы она сгорела где надо и не улетела куда не надо, нужны особые патентованные ухищрения. Даже дверца топки не просто дверца, открывающаяся на петлях, а падающая под своим весом заслонка, открывающаяся только пропихиванием в неё пучка соломы.
Для меня открытием было наличие у большинства тракторов сцепления. Стоит в маховике, имеет две колодки, и в целом напоминает автоматическое сцепление скутера или бензопилы, но работает от рычага в обратную сторону. Что логично, ведь главное назначение трактора приехать с прицепленной молотилкой в сельскую местность, встать и крутить эту молотилку ремнём ради получения профита от сельского населения. На дороге однако сцепление тоже полезно, им можно жечь резину резко трогаться задолго до того, как это стало модным.

Про молотилки в книге есть отдельный раздел. Примечательна в нём часть с подробным описанием заливки подшипников баббитом.
Есть и раздел про ранние (ну понятно) тракторы с ДВС. Что неудивительно, напоминают они там больше всего паровые тракторы, только без котла. Один большой горизонтальный цилиндр, большой маховик. Там же очень подробное описание поиска неисправностей и запуска газового или бензинового двигателя, хотя и несколько неуниверсальное, только для отдельных систем своего времени, а конструкций ДВС тогда было очень немало. Всё уже изобрели, а отмереть неудачное ещё не успело.

Картинки особо интересных иллюстраций воспоследуют, но такие талмуды у меня открываются медленно, потому позже. В целом книга интересна не только как практическое руководство по обращению с паровой машиной, но и как срез жизни сельской технической интеллигенции американщины самого начала XX века. Для создания и разработки же в ней информации мало, как впрочем и было сказано с самого начала. Не мешай машине работать!

He picked up a greasy rag instead of a wrench, for the engineer that understands his business and attends to it never picks up a wrench unless he has something to do with it.
Tags: Вся надежда на комментаторов, Книги, Многабукав, Моторчики, Нечем запомнить, Пар, Порошок заходи
Subscribe

  • Добрых картинок множество

    Жлободневное от великого русского художника mironss: Есть_одна_тян тем прошедшим временем же насочиняла набор стикеров для Телеграма,…

  • Очередной повод вспомнить о вечной мудрости

    …как то пост "нет никакого кризиса, вы все просто работать не хотите!". Конец рабочего дня. Главный инженер заходит в цех и видит что рабочий…

  • Первооснов глубочайшая мысль

    Я всё же нашёл, что именно в математике принимается на веру. Конечно, это не аксиомы самой математики, аксиомы взяты за факт и от веры не зависят.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments