В каментах образовался чудесный клоун, сподвигший меня на многократное обоснование и доказательство прописных фактов, а также популярное их изложение. По такому поводу подниму старые аргументы.
Простая и доходчивая лекция: http://helpiks.org/7-4708.html
Картинки:
Удельный расход бензинового двигателя
Удельный расход дизеля
Здесь N — мощность относительно максимальной, G — абсолютный (часовой) расход, g — удельный расход.
Что особенно забавно, в одном старом споре я сначала вывел эту закономерность, пользуясь лишь общими знаниями об устройстве двигателя, только потом удосужился найти подтверждения. И это задолго до прочтения подробного теоретического обоснования.
Для наглядности можно прикинуть удельный расход при КПД 100%. Калорийность бензина или солярки на вес почти одинаковая, около 43 МДж/кг = 12 кВт-ч/кг. Значит на 1 киловатт идеальнейший двигатель с КПД 100% должен жрать 84 грамма в час, и 63 грамма на лошадиную силу.
Удельный расход двигателя с КПД 100% равен 84 г/кВт-ч и 63 г/лс-ч. Удельный расход двигателя с более реальным КПД 50% равен 168 г/кВт-ч и 126 г/лс-ч.
На холостом ходу же полезное действие двигателя строго равно нулю, а расход таки есть. При этом КПД тоже нулевой, а удельный расход бесконечен.